Методическая литература

Главная страница | О проекте | Библиотека | Методическая литература



Книги для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, всем, кто интересуется вопросами помощи этим детям и не только...

 

image001.jpg

Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития

Издательство: М., Теревинф, 2010, с. 272.

Классический труд Э. Джин Айрес – одного из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию – впервые публикуется на русском языке. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое – в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого рода проблем посвящена значительная часть книги. Книга предназначена как самым разным специалистам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам по физической и социальной реабилитации, эрготерапетвам), так и родителям, которые  смогут по-новому взглянуть на проблемы и трудности своих детей и выработать стратегию их поддержки, используя рекомендации автора.

 

image002.jpgАлвин Дж., Уорик Э.
Музыкальная терапия для детей с аутизмом.
Пер. с англ. Ю.В.Князькиной.

Издательство: М.: Теревинф, 2008
 

В книге подробно описаны конкретные методики работы музыкального терапевта с детьми с различной степенью выраженности аутизма. Методики сопровождаются примерами из практических занятий Дж. Алвин, одной из первых применившей музыку в работе с аутичными детьми. Большое внимание уделено участию родителей, описываются пути решения многих проблем на совместных занятиях.

 

 

image003.jpgАппе Ф.

Введение в психологическую теорию аутизма.
Пер. с англ. Д. В. Ермолаева.

М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия).   

Книга известного английского ученого Франчески Аппе представляет собой обзор современных теорий аутизма, сложившихся в рамках когнитивной психологии. Автор анализирует концепции и основные линии исследований аутизма, что дает возможность увидеть проблему в целом. Сложные современные идеи, многие из которых освещаются на русском языке впервые, описаны понятным и доходчивым языком. Книга для студентов, изучающих аутизм в его психологическом, медицинском, логопедическом и педагогическом аспектах, а также для специалистов и родителей, заинтересованных в более глубоком понимании проблемы аутизма.

 

image004.jpgАзбука для родителей.
Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью.

Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.

Вместо обычных заданий авторы пытаются создать такие учебные и игровые ситуации, которые являются составной частью повседневной жизни или которые могут стать ею, даря детям много радости и удовольствия.

 

 

 

 

 

image005.jpgАхутина Т.В., Пылаева Н.М.
Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.

СПб.: Питер, 2008, с.320.
 

В пособии раскрывается нейропсихологический подход к профилактике трудностей учения, построенный на принципах школы Л.С.Выготского – А.Р.Лурия. Оно содержит общие основания работы, конкретные методы и примеры преодоления разных видов трудностей обучения, обусловленных недостаточной сформированностью различных психических функций. Особое внимание уделено развитию умения детей планировать и контролировать свои действия, успешно перерабатывать зрительную и зрительно-пространственную информацию.
Издание адресовано психологам, воспитателям, педагогам групп подготовки к школе и классов коррекционно-развивающего обучения, логопедам, дефектологам. Оно может быть использовано также и родителями, желающими понять, как научить детей учиться, как предотвратить возможные школьные трудности.

 

 

image006.jpgАутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С.
 

Издательство: Владос, 2010, с. 176.
 

Для большинства специалистов, непосредственно работающих с аутичными детьми и для многих родителей детей с аутизмом, эффективность поведенческой терапии не вызывает сомнений. В книге рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной поведенческий анализ как методическую основу своей деятельности. Пособие адресовано широкому кругу педагогов-дефектологов, психологов, врачей, работающих с детьми с различными отклонениями в развитии, а также родителям детей с аутизмом, студентам дефектологических факультетов, учителям начальных классов коррекционных школ, воспитателям специальных детских учреждений и всем, кто изучает специальную, возрастную и общую психологию.

 

image007.jpgБаенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст).

М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.
 

В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом. Книга адресована в первую очередь родителям, воспитывающим детей с особенностями эмоционального развития. Она может быть полезна и специалистам,  работающим с маленькими детьми, а также студентам психологических и дефектологических факультетов вузов.

 

image008.jpgЛия Банникова. По обе стороны стеклянной стены.

www.liabannikova.ru.
 

Автор, сама потерявшая слух в три года, описала историю девушки Марии, пытающейся найти свое место в мире слышащих, преодолеть стеклянную стену. Роман-эссе так и называется "По обе стороны стеклянной стены". Такое название автор объясняет просто: "в начале моей осознанной жизни меня не покидало ощущение, что мы – дети с ограниченными возможностями – находимся как бы за большой стеклянной стеной, которая ограждает нас от остального мира. Мы росли и искали себя в закрытом обществе, но однажды ко мне пришло ощущение того, что я способна разрушить эту стену".

 

image009.jpgБатлер Д. Кушла и её книги

Дороти Батлер; пер. с англ. В.С. Кулагиной-Ярцевой. – М. : ОГИ, 2003. – 116 с. — (Мы вместе).
 

Эта история о том, какую роль сыграли книги в развитии Кушлы, маленькой девочки, появившейся на свет с серьёзными дефектами. Книги вошли в жизнь Кушлы очень рано, ведь девочка не могла познавать мир обычными способами – ни брать предметы, ни ползать, ни сидеть или наблюдать происходящее вокруг неё. Но благодаря любви к чтению она постепенно догнала, а в чём-то даже опередила своих сверстников.
 Автор книги - бабушка Кушлы, которая приняла непосредственное участие в обеспечении условий для полноценного развития девочки с тяжёлыми врождёнными заболеваниями.

 

image010.gifБаум Хайке. Крокодилопопугай.

Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.

В книге популярного немецкого автора собраны 178 игр, направленных на гармоничное раз-витие у детей внимания, эмоций, двигательных функций, фантазии и изобретательности.

 

 

 

 

 

 

image011.gifБациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И.
Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот».

— М.: Теревинф, 2007. – 112 с.

Книга продолжает правовые публикации Центра лечебной педагогики (Москва) и посвящена анализу законодательных изменений в сфере образования и реабилитации особых детей и их практическим последствиям.
Цель издания — помочь родителям сформировать активную жизненную позицию в реализации прав своего ребенка; обеспечить управленцев из регионов эффективными инструментами решения основных проблем особых детей; сориентировать юристов в общей концепции и конкретных особенностях, формирующих правовое пространство этой сферы; в целом — развеять предрассудки и мифы, связанные с таким ребенком и его семьей, способствовать искоренению политики сегрегации в этой области.
Книга предназначена всем, кому небезразлична судьба особого ребенка в России.

 

 

image012.jpgБеркович М. Нестрашный мир.

– Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.

Эта книга – документальное повествование в письмах, дневниках и рассказах. Автор – молодой писатель и поэт, «…дефектолог. Педагог, психолог, нянька для детей и выросших детей, у которых аутизм, умственная отсталость, слепоглухота, множественные нарушения развития. Маша – частный репетитор у тех, кто живёт в своих квартирах со своими родителями. Маша – волонтёр в детском доме для тех, от кого родители отказались».

 

 

 

 

 

image013.jpgБин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка.

78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок).

В книге двух музыкальных терапевтов из Великобритании описаны игры, способствующие общему развитию ребенка. Этим данная книга отличается от других сборников музыкальных игр, ориентированных либо на развлекательные задачи, либо на задачи специального (музыкального) образования. Описание каждой игры сопровождается указанием ее психологических целей и рисунком-иллюстрацией. Специально для русского издания подготовлен словарь, рассказывающий об используемых в играх музыкальных инструментах. Издание предназначено для педагогов-воспитателей, музыкальных работников, детских психологов системы общего образования, а также для специалистов по работе с детьми и взрослыми, имеющими психические и физические недостатки.
Во многих случаях родители могут использовать книгу самостоятельно.

 

 

image014.gifБирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом.
Эпилепсия. Вопросы и ответы.
— Минск: БелАПДИ

Книга охватывает большинство аспектов эпилепсии, как медицинских, так и психологических, социальных. В ней собрана начальная информация для людей, страдающих эпилепсией, их родных, друзей, коллег по работе.

 

 

 

 

 

 

image015.jpgБрамбринг М.
Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье.
 

Издательство: Academia, 2003, с. 144.
 

В книге рассказывается о воспитании супругами своей слепорожденной дочери в первые три года ее жизни. Подробно освещаются связанные с этим проблемы, рассматриваются способы их решения. Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также для воспитателей коррекционных ДОУ и родителей.

 

 

 

image016.jpgБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".

М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.

Книга, написанная практикующим врачом-педиатром и педагогом, рассказывает об одной из форм отклоняющегося поведения у детей — синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). За неуправляемым поведением и трудностями в обучении часто кроются симптомы нервно-психического заболевания.
     В книге изложены основные сведения о проявлениях, причинах, механизмах, диагностике и лечении этого заболевания. Приведены современные диагностические критерии и анкеты для родителей и педагогов. Описаны психотерапевтические методики, включая семейную психотерапию, и современные медикаментозные средства для лечения детей.
      Приведённые в книге методики аутогенной тренировки могут использоваться при коррекции психоэмоциональных нарушений у гиперактивных детей. Даны конкретные рекомендации для родителей.

 

 

image017.jpgБолдуин Э. Н. Еще немного времени

Пер. с англ. И. М. Берштейн; Послесл. Н. Н. Толстых. — М.: ОГИ, 2003. — 116 с. — (Мы вместе).

Четвертый ребенок в семье – Мэтти, у него синдром Дауна. Такой ребенок в семье и для родителей, и для братьев и сестер – большая проблема и нелегкое испытание: «Дауненок хрупкий, ранимый, он будет во всем отставать от сверстников. Он может молчать и грустить, когда ты захочешь с ним пообщаться, и наоборот, шуметь и болтать без умолку, когда тебе захочется покоя и тишины».

 

 

 

image018.jpgБорисов А. Кандидат на выбраковку.

М.: Третья смена. 2008. – 336 с.

Автор книги, имеет редкое заболевание – несовершенный остеогенез: у него от малейшего движения ломаются кости. Большую часть своей жизни Антон провел, лежа на спине – иначе нельзя. Лежать ему приходилось в различных клиниках, санаториях, больницах, интернате. И дома, конечно, тоже. Но, кроме болезни, доставляющей много телесных мук, он испытывал и другие, более тяжелые муки – душевные. Вот об этих муках, физических и душевных, он и написал свою книгу, которая нужна очень многим. В первую очередь тем, кто страдает физическими недугами.
       Но еще в большей степени книга нужна всем остальным, физически здоровым людям. Нужна, чтобы они научились адекватно оценивать всю хрупкость нашей жизни, обрели милосердие и обратили внимание на тех, кто нуждается в их помощи и поддержке. Ведь мы и на секунду не можем в полной мере представить: каково это – лежать 45 лет и все это время чувствовать себя заживо погребенным, изгоем.

 

 

image019.jpgВернер Дэвид. "Реабилитация детей-инвалидов".

«Филантроп», 1995.
 

Эта книга знакомит с особенностями различных заболеваний и травм, приводящих к детской инвалидности, обобщает опыт реабилитационной работы, в частности, самих инвалидов из многих стран мира.      Многое, о чем рассказано в этой книге, в частности устройство детских игровых площадок, изготовление несложных приспособлений, облегчающих быт, передвижение и занятия физкультурой больных детей, с успехом может быть использовано различными объединениями родителей детей-инвалидов, обществами инвалидов в конкретной работе.

 

image020.gifВейс Т. Как помочь ребенку?

(Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.

М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992, 168 с.
 

В книге подробно рассмотрены различные нарушения развития, а также вопросы создания условий для наиболее полной реализации способностей ребенка.

 

 

 

 

 

image021.jpgВизель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям).

Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.
 

Все, у кого есть дети, знают, как сложен процесс развития, т.е. физического и психического созревания ребенка; как велика в нем роль родителей. Тема брошюры - аномалии речевого развития, которое помимо медицинского вмешательства требует участия ряда других специалистов: дефектологов (логопедов, сурдологов, олигофренопедагогов), медицинских психологов, социальных работников. При этом очень важно, чтобы эти специалисты не только лечили и учили ребенка, но и определили, какой тип детского учреждения необходим ему в дальнейшем. Для того, чтобы не пропустить проявления отклонений в развитии ребенка, родители должны быть хорошо осведомлены о том, что представляет собой то или иное отклонение, куда и к кому следует немедленно обратиться.

 

image022.jpgВоспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В.

Издательство: Владос, 2010, с. 239.
 

В программно-методических материалах представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС Центров, ЦЛП.

 

 

 

image023.jpgВоспитание детей с нарушениями интеллектуального развития.

Коняева Н.П. , Никандрова Т.С.
Издательство: Владос, 2010, с. 199.
 

В пособии на основе достижений современной специальной педагогики и психологии раскрываются особенности построения воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие адресовано студентам дефектологических факультетов и ориентирует их на опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения педагогических знаний на основе традиционных источников. Материалы пособия будут полезны учителям и воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, сотрудникам центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации, работникам учреждений системы социальной защиты, родителям детей с нарушениями интеллектуального развития.

 

image024.jpgВоспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А.

Издательство: Academia, 2003, с. 248.

В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов. Рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям Сурдопедагогика , Логопедия , Специальная дошкольная педагогика ; может быть также полезно аспирантам и преподавателям педагогических вузов и педагогических колледжей, педагогам и воспитателям специальных образовательных учреждений.

 

 

image025.jpgГальего Г. Белое на черном.

Издательство: Лимбус Пресс, 2009 г., с.224.

Рубен Давид Гонсалес Гальего — автор и герой книги «Белым по черному» — «русский испанец», внук генерального секретаря коммунистической партии Испании. Рук у него практически нет. Да и ног тоже. То есть они, конечно, есть, но полностью атрофированы. Наличие же умной головы и благородного сердца в нашем мире явно недостаточно для достойного существования.

Реальностью ежедневного ада для Гальего долгое время были дома для детей-инвалидов и дома престарелых.
Книга «Белое на черном» в 2003 году стала лауреатом Букеровской премии.

 

 

image026.jpgГальего Р. Я сижу на берегу...

М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.

Естественный отбор в советских учреждениях для инвалидов жесток и стремителен. Выживают самые сильные - умом и духом, способные мгновенно просчитать на пять шагов вперед реакцию собеседника (от которого ты полностью зависишь), с одного раза запомнить всю рубашку карточной колоды и играть в шахматы вслепую на шести досках одновременно.

 

                    

 На страницу:  1   2   3   4   5   6  

назад в библиотеку